Баннер

Задать Вопрос

Мифы о педагогике Монтессори

В 90-х годах система Марии Монтессори начала возрождаться в Украине.

Медленно, но уверенно формируется в нашей стране положительный образ популярной во всём мире методики воспитания и развития детей.

Но до сих пор существуют заблуждения, мифы по поводу этой уникальной методики.

Миф первый: Говорят, что Монтессори-педагогика предназначена для детей с отклонениями в умственном развитии. Так ли это?

Ответ: Этот миф образовался благодаря тому, что первые 2 года своей деятельности Мария Монтессори работала с детьми с особыми потребностями.Они побудили ее изобрести специальные дидактические материалы - очень красивые разнообразные предметы, манипулируя которыми, дети в течение года достигли уровня нормально развивающихся ровесников. И тогда Монтессори задумалась: что же за этот год смогут сделать для своего развития обычные, здоровые дети, если им предоставить возможность выбора и самостоятельности? И решила проверить это опытном путем. Результаты превзошли все ожидания… Так, на протяжении ста лет во всех столицах и крупных городах мира с успехом гармонично развиваются дети в Монтесори-группах.

Миф второй: Монтессори-педагогика не сочетается с существующими школьными программами.

Ответ: Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, и солидными навыками чтения, письма, счёта, экспериментирования и главное - имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, умеют концентрироваться на работе. Дети, обучавшиеся в среде Монтессори, внимательны, наблюдательны, самостоятельны и более дисциплинированы.

Миф третий: Если ребёнок в Монтессори-саду делает всё, что ему нравится, он не сможет подчиняться правилам обычной школы.

Ответ: Под свободой у Монтессори подразумевается не вседозволенность, а свобода выбора. Дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься. Выбирают и место, где они устроятся. И заниматься они будут столько, сколько захотят. Но юные воспитанники Монтессори живут по правилам, которым они быстро и охотно начинают подчиняться.

Правила эти понятны детям, потому что они помогают им сосуществовать так, чтобы всем было удобно. Ребёнок обходит коврики, на которых работают другие дети, чтобы не разрушить только что возведённую башню или не перемешать буквы в выложенном на коврике слове. И у него появляется уверенность, что и его работу не сломают, не испортят. Что ж, очень понятное правило. Другое правило: разговариваем в классе во время работы тихо. Тогда всем будет слышно, и никто никому не будет мешать.

Разумность этих правил не подлежит сомнению. И дети начинают понимать, что так жить легче. Когда же они попадают в начальную школу, они очень легко принимают новые правила. Ведь они по собственному опыту знают, что правила помогают, а не мешают.

Миф четвёртый: Среда Монтессори-группы кажется искусственной, не имеющей ничего общего с реальной жизнью, ожидающей ребенка. Дети растут в тепличных условиях помощи и поддержки. Что же с ними будет, когда они попадут в реальную жизнь?

Ответ: Наоборот, в обычном детском саду и начальной школе ребенок манипулирует с игрушечными моделями реальных предметов и учится через игровые ситуации. А в Монтессори-группе он чистит настоящие ботинки настоящим кремом, гладит настоящее белье горячим утюгом, ставит опыты в настоящей лаборатории и печатает настоящие сборники собственных текстов. А что касается тепличных условий, в некотором роде это действительно так. Но разве это плохой опыт - опыт любви, принятия и понимания? Возможно, именно он спасет человека во времена отчаяния и жизненных трудностей.

Миф пятый: Монтессори-педагогику нельзя назвать творческой, поскольку существуют правила обращения с дидактическим материалом, построения классной среды, уклада жизни. Дети вряд ли выйдут из такого сада творческими людьми.

Ответ: В чём заключается этот миф? В том, что М. Монтессори не считала творчеством занятие, когда ребёнок в годик намазал разводы пальчиковой краской на листике.

Метод Монтессори не против этой деятельности.

Это прекрасный вид деятельности для чего? Для сенсорных ощущений ребёнка.

НО!

Мы это не называем творчеством.Потому что творчество - это умение человека используя какие-то приобретённые навыки, создавать что-то новое.

И пока ребёнок эти навыки ещё не приобрёл - он создавать что-то новое ещё не способен.

Поэтому мы делаем большой акцент на том, чтобы научить ребёнка правильно держать ножнички, правильно держать карандашик, пользоваться стружечкой, пользоваться многими-многими вещами, которые будут раскрываться в зоне Практической жизни.

И после того, как ребёнок всем этим овладел, он всё это переносит в мир.

Ребёнок научился резать, рисовать, клеить - он берёт сам бумагу, которая ему нравится, не та, которая запрограмирована педагогом, берёт клей, ножницы, всё необходимое - рисует, вырезает, клеит... творит.

Творчества в методе Монтессори очень много.

Но! До того, как дойти до уровня творчества необходимо ребёнка научить практическим навыкам: как это делать, как этим пользоваться, как это превращать во что-то прекрасное.

Метод Монтессори готовит ребёнка к творчеству, давая ему очень рано эти навыки.

В 2 года дети уже прекрасно режут ножницами, в 5-6 пришивают пуговицы, шьют, вяжут на пяльцах, делают очень много вещей, которые не делают в традиционной системе образования.

Миф шестой: Невозможно работать в группе с детьми разного возраста.

Ответ: Младшему 3 года, а старшему 5 лет. Но ведь именно такова и многодетная семья. Монтессори-класс, действительно, похож на семью. Общаясь между собой, дети как бы сами себя ведут, сами себя обучают премудростям жизни. Разновозрастность позволяет избегать детских конфликтов. Одновозрастные дети часто ссорятся и дерутся в группе, потому что вынуждены выстраивать социальную иерархию между собой. Им важно выяснить, кто главный, кто подчиненный. У разновозрастных детей социальная иерархия выстроена естественным образом. Старший – лидер, младший - опекаем. И возможность прожить все три ступеньки: побыть младшим, средним и старшим, помогает ребенку преодолеть кризисы возраста.

Миф седьмой: Дети в детских садах М.Монтессори не играют, хотя известно, что игра является основным видом деятельности дошкольников.

Ответ: Игра стала основным видом деятельности тогда, когда детей вытеснили из обычной нормальной жизни взрослых.

Т.е. пока дети в 3 года пасли гусей, копали картошку с родителями и воспитывали своих младших братьев и сестёр, они не нуждались в том, чтобы играть в то, что они пасут гусей, играть в то, что они воспитывают детей и тому подобные вещи.

Поэтому метод Монтессори создан таким образом, чтобы как можно сильнее ввести ребёнка в обычный повседневный нормальный образ жизни родителей.

Чтобы не покупать своей дочери кучу пластмассовых наборчиков для приготовления еды, а купить нормальный наборчик, настоящий с маленькой сковородочкой, маленькой кастрюлькой, маленьким чайником ти научить девочку заваривать настоящий чай и относить настоящему папе.

И когда у ребёнка есть такая возможность, он не будет нуждаться в том, чтобы это делать искусственно.

Поэтому задача в Монтессори педагогике в том, чтобы наполнить жизнь детей настоящей жизнью.

Миф восьмой: М.Монтессори отрицала сказки. Она их никогда не рассказывала и не читала детям и малыши вырастали, не умея фантазировать и не веря в чудеса.

Ответ: Можно сказать, что это правильный миф. Мария Монтессори и сама не любила сказки.

В ее время в Италии они были злые и жестокие. Мало, какие заканчивались, благополучно.

Она предпочитала рассказывать детям интересные истории о том, например, где встает солнце, о тайнах океана, или откуда произошло все живое на Земле.

То есть, она считала, что на все вопросы, которые задает маленький ребенок, возможен ответ в форме увлекательного рассказа. Одновременно этот рассказ был и обучающим уроком.

В наше время написано много замечательных, добрых и умных сказок, которые обязательно надо читать детям. И в любом детском садике М. Монтессори или начальной школе, и в нашей стране и за рубежом, педагоги делают это, полагая, что не слишком нарушают принципы Монтессори-педагогики.

Единственная поправка: мы с детьми честные, и когда ребёнок в 3 года спрашивает где живёт аба Яга мы говорим что Сказка - это Вымысели аба Яга живёт в вымышленном мире.

А в реальном мире она не живёт. И в реальном мире серый волк не ходит по домам, не приносят лисички детей под дом - это вымышленный мир, это мир фантазий.

Это творчество, это искусство каких-то людей. Но это не то, что есть на самом деле.

Миф девятый: Дети не овладевают навыками социализации, поскольку чаще всего учатся автономно, сами с собой.

Ответ: На самом деле, дети имеют возможность заниматься вдвоём, втроём, вчетвером. Но!

Их отличает от традиционной системы только одно: они это делают только тогда, когда хотят.

Как правило, ребёнок в 2-3 года ещё не нуждается в компании сверстников.

Ему интересны сверстники, чтобы на них смотреть со стороны, и делать какие-то выводы.

Но ребёнок контактировать и играть ещё не умеет.

У детей 4-5 лет потребность в социуме растёт и они начинают всё больше и больше работать вместе.

В методе Монтессори занятия с материалом мы называем "работой", а не игрой.

Почему?

Тут заложен глубокий смысл.

Во-первых, потому что, когда он берёт этот материал, он работает. Он строит самого себя.

Он труженик, он с утра до ночи занимается тем, что строит самого себя.

Это нам, взрослым, кажется, что он бесцельно рвёт газеты.

Нет. Он строит самого себя, он развивает свою моторику, он учится движению.

Во-вторых, для нас важно заложить в ребёнка ощущение работы, как чего-то хорошего,замечательного в его жизни.

Работа - это прекрасная часть жизни взрослых людей.

И дети очень быстро привыкают все материалы называть работами, и когда они выходят с занятий, родители спрашивают: "чем ты занимался?", дети гордо отвечают: "Я работал!".

Таким образом растёт детская самооценка.

Как чаще всего детки трёхлетки работают в классе?

Каждый взял свою работу, сел за свой столик или расстелил свой коврик, каждый по-своему занимается.

При этом они переговариваются друг с другом.

А вот дети 4-5 лет уже берут одну общую работу для того, чтобы выстроить в ней правила, вместе распределить роли и вместе ею заниматься.

И вот эта социализация происходит постоянно, не по указанию взрослого, не потому, что сначала детям говорят молча рисовать, потом молча слушать учителя, а потом "Давайте поиграем в игру и будем учиться общаться".

Проще всего научить детей общаться - это не мешать им это делать.

Ещё один очень важный момент в развитии социализации - это защита границ ребёнка.

Дети работают на ковриках. Для чего?

Коврик - это мои границы.

Туда без моего разрешения никто вмешиваться не будет.

Вася хочет поиграть с Петей. Вася приходит и спрашивает: "Петя, можно с тобой?". Если Петя говорит можно- они садятся и работают вместе, но если Петя говорит "нет, нельзя", то Вася разворачивается и идёт искать либо другого друга для работы, либо работает самостоятельно.

Ребёнок должен общаться с другими детьми по собственному желанию.

Миф десятый: Это молчаливая методика.

Ответ:Одно из правил для взрослого, работающего с ребёнком, М.Монтессори действительно сформулировала так: «Веди счёт словам своим». Означает это вот что. Когда взрослый показывает ребёнку упражнение с тем или иным методическим материалом, в большинстве случаев достаточно просто показать, чтобы ребёнок повторил действия взрослого. Опыт работы с детьми показывает, что комментарии в этот момент мешают ребёнку сосредоточиться.

Такой пример: когда дети играют в песочнице и рассыпают песок на пол, педагог берёт щётку и совок и подметает пол. Если ребёнок испугался, ему спокойно говорят: «Не беда, пол можно подмести. Посмотри, как я это делаю». Через какое-то время ребёнок в подобной ситуации сам берёт совок со щёткой и подметает пол.

Есть ещё очень важный момент в самостоятельной работе или игре ребёнка – это момент концентрации внимания. В этот момент даже слова похвалы могут разрушить это очень важное для ребёнка состояние. Дети 3-х – 6-ти лет в школе Монтессори сами ощущают важность этого момента. Даже, если они наблюдают за работой другого ребёнка, они делают это молча.

Что же касается развития речи, то системой предусмотрены особые упражнения, предназначенные для формирования грамотной и связной речи. А старшие дети получают уникальный опыт публичных выступлений, делая сообщение или доклад на заинтересовавшую их тему перед детьми своей группы.

Нужно сказать, что большинство детей в школе Монтессори обычно рано начинают читать. Но, самое главное, они понимают, зачем им нужно чтение и сохраняют любовь к нему навсегда.

 

Рассылка

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *


Наша сказка для детей

familyARTclub


Известные Монтессори-выпускники: